Поиск по этому блогу

понедельник, 15 ноября 2021 г.

Стихосложение (теория)

 

Теория стихосложения

Размер

Определение

Пример

Двусложные размеры

Хорей

Стопа с ударением на первом слоге

Буря мглою небо кроет…

Ямб

Стопа с ударением на втором слоге.

Мой первый друг.

Мой друг бесценный!

Трёхсложные размеры

Дактиль

Стопа с ударением на первом слоге

Тучки небесные. Вечные странники!

Амфибрахий

Стопа с ударением на втором слоге

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Анапест

Стопа с ударением на третьем слоге

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила

 

Виды рифмы

Рифма

Определение

Пример

Мужская

Ударение на последнем слоге в строке

У врат обители святОй…

Женская

Ударение на предпоследнем слоге в строке

Стоял просящий подаЯнья…

Дактилическая

Ударение на третьем с конца слоге.

Потонула деревня в ухАбинах…

Гипердактилическая

Ударение на четвёртом и далее слоге с конца

От луны лучи протЯгиваются,

К сердцу иглами притрАгиваются…

Виды рифмовки

Рифма

Определение

Пример

Опоясывающая

( кольцевая)

АВВА

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Парная

(Смежная)

ААВВ

О чём, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль, какую хочешь.

Её с конца я завострю,

Летучей рифмой оперю

Перекрёстная

АВАВ

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий